Нужны ли пробиотики после антибиотиков?

Прием антибиотиков является чрезвычайно распространенным явлением, но очень часто люди занимаются самолечением, и это приводит к определенным проблемам. Помните - только врач определяет, целесообразность приёма антибиотика, а также его дозировку и продолжительность лечения, ведь далеко не все заболевания в них нуждаются. Антибиотики назначают только при бактериальной этиологии заболевания, рекомендаций врача по дозировке и режима приема препарата следует четко придерживаться, ведь таким образом вы поддерживаете в организме надлежащую эффективную концентрацию антибактериального препарата. Всегда принимайте препарат полный курс, поскольку иначе вы не долечитесь, и бактерии, которые еще остались в вашем организме, станут резистентными (устойчивыми) к антибиотику. Нерациональная избыточная антибиотикотерапия вызвала такую масштабную проблему в мире, как антибиотикорезистентность.

Обычно, если у вас нет сопутствующих заболеваний и вы придерживаетесь рекомендаций врача по лечению и питания (это важно!) во время заболевания, то прием антибиотиков может не сопровождаться побочными реакциями, такими как боли в животе, диарея после антибиотиков, вздутие живота, тошнота, запор после антибиотиков.

Однако довольно часто все же указанные реакции могут возникать, и это объясняется тем, что антибиотик действует и на микрофлору кишечника, следовательно может меняться ее состав и соотношение между полезными и патогенными бактериями. Нарушаются процессы, в которых участвует микрофлора кишечника: пищеварение, усваивание питательных веществ, синтез витаминов, иммунная защита.

Одним из наиболее распространенных побочных эффектов на фоне приема антибиотиков является антибиотико-ассоциированная диарея. Как правило, это не менее трех зафиксированных неоформленных стула в течение двух и более суток на фоне приема антибиотиков, однако порой диарея может возникать и уже после завершения курса антибиотикотерапии. По данным исследований, диарея после антибиотиков встречается от 1% до 30% случаев, и зависит от возраста пациента, сопутствующих заболеваний и самого антибиотика. Течение может проявляться по-разному - от легкого варианта с позитивным прогнозом до тяжелого псевдомембранозного колита, который вызывает Clostridium difficile. Запор после антибиотиков встречается реже, однако это тоже может быть существенной проблемой.

Итак, вам может понадобиться лечение кишечника после антибиотиков, и для того, чтобы уменьшить неблагоприятное влияние антибиотиков на микрофлору кишечника и помочь восстановить ее после лечения, обычно рекомендуют пробиотики.

До решения вопроса эффективного лечения кишечника после антибиотиков следует подходить комплексно. Необходимо следовать рекомендациям врача по лечебному питанию (продукты, частота приема пищи, объем порций, питьевой режим), а также принимать по показаниям пробиотики.

Есть различные пробиотические препараты, чаще всего это бифидо- и лактобатерии, это может быть и препарат, содержащий один или несколько штаммов микроорганизмов. Поэтому лучше, чтобы пробиотики посоветовал врач - он понимает, какие именно бактерии более эффективны для лечения кишечника после антибиотиков и устранения конкретных проявлений побочных эффектов у пациента (вздутие живота, запор или диарея после антибиотиков). Кроме того, помните о необходимости длительного приема пробиотиков для достижения эффекта обновления состава и функционирования собственной микрофлоры кишечника - до 21-30 дней.

Альтернативы приема антибиотиков в случаях, когда они действительно нужны, - нету. Однако избегайте самолечения, следуйте рекомендациям врача - и это будет лучшей профилактикой развития побочных эффектов при лечении антибиотиками.

 

Література

  1. https://www.fda.gov/consumers/consumer-updates/combating-antibiotic-resistance
  2. https://www.pharmacytimes.com/contributor/steve-leuck-pharmd/2015/08/5-antibiotic-rules-for-patients
  3. https://www.pharmencyclopedia.com.ua/article/5762/antibiotikoasocijovana-diareya
  4. Антибиотикоассоциированная диарея // Здоров’я України. — 2010. — № 18 (247); Маев И.В., Самсонов А.А., Голубев Н.Н. Антибиотикоассоциированная диарея // Гастроэнтерология (Приложение к журналу Consilium Medicum). — 2007. — № 1.

Читайте также:

Lactiale

Дисбактериоз после антибиотиков

ВИДЕО С ПРОФЕССОРОМ ПЕДИАТРИИ СЕРГЕЕМ НЯНЬКОВСЬКИМ - АНТИБИОТИКИ И ДИАРЕЯ. НУЖНЫ ПРОБИОТИКИ?
Антибиотики и диарея. Нужны ли пробиотики? Как предотвратить понос после приема антибиотиков?
Больше
Lactiale

Дисбактериоз после антибиотиков

РЕБЕНКУ НАЗНАЧИЛИ АНТИБИОТИКИ - КАК ЗАЩИТИТЬ МИКРОФЛОРУ КИШЕЧНИКА?
Применение антибиотиков дает необходимый лечебный эффект, однако приносит ребенку новую проблему - вместе с вредными бактериями погибает и естественная микрофлора кишечника. Это очень опасно, поскольку именно эта микрофлора играет важную роль в формировании иммунитета ребенка
Больше
Lactiale

Дисбактериоз после антибиотиков

ДИСБАКТЕРИОЗ У ДЕТЕЙ, КАК СЛЕДСТВИЕ ПРИЕМА АНТИБИОТИКОВ: ПРИЧИНЫ, ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА
Всегда лучше предупредить болезнь, нежели ее лечить. Профилактика дисбактериоза у детей, вызванного антибиотиками, достаточно проста. Рассмотрим базовые рекомендации поведения родителей с больным ребенком
Больше