БОЛЬШЕ – ЛУЧШЕ? КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ КОЛИЧЕСТВО ПОЛЕЗНЫХ БАКТЕРИЙ В СОСТАВЕ ПРОБИОТИКА?
Пробиотиками называют такие бактерии, которые могут иметь положительное влияние на организм человека при их использовании. Однако для того, чтобы бактерии сохранили способность оказывать полезное воздействие, следует соблюдать несколько условий.
Во-первых, пробиотическое средство должно содержать конкретные штаммы определенных видов бактерий, эффективность которых доказана исследованиями и годами применения. Как правило, это известные и исследованные штаммы бифидобактерий или лактобактерий, например, Lactobacillus GG, L.rhamnosus, L.acidophilus, L.reuteri; Bifidumbacteium infantis, B.longum, и B.animalis.
Во-вторых, важна форма выпуска и условия хранения: например, пробиотики в жидкой форме выпуска следует хранить при температуре +2 0С - +8 0С, также они имеют короткий срок годности. Однако эффект после их приема развивается достаточно быстро.
Сухие формы (порошки, таблетки или капсулы) можно хранить при комнатной температуре, срок годности может составлять 1-2 года. В случае нарушения условий хранения и после завершения срока годности не стоит ожидать положительного эффекта от применения пробиотика. Эффект после приема развивается медленно, поскольку необходимо время на «активацию» бактерий.
Также очень важно количество полезных бактерий в продукте. В ряде исследований изучали, какое количество бактерий достигает кишечника и может быть полезным в зависимости от формы выпуска. Итак, из 108 лактобактерий в кишечник попали 107 (принятых в форме капсулы) и только 104 из йогурта, то есть в тысячу раз меньше. Следовательно, число полезных бактерий измеряется в КОЕ – колониеобразующих единицах и должно быть указано на упаковке.
Нельзя обобщать требования к содержанию микроорганизмов, поскольку для достижения необходимого эффекта содержание бактерий одного штамма может быть эффективно и при количестве 1-2 млрд. КОЕ, в то время как для другого необходимо в десятки раз больше. Считают, что минимально эффективной является доза 109 КОЕ/г. Следует помнить, что конкретные штаммы, форма выпуска, технология изготовления продукта влияют на то, каким именно должно быть количество КОЕ.
Однако, если пробиотический препарат содержит несколько видов или штаммов бактерий, то здесь действуют другие правила. В таких случаях число КОЕ отдельного вида должен быть ниже, чем в случае его приема как монопрепарата. Здесь учитывается синергическое взаимодействие микроорганизмов. Также в случае избыточного содержания одного из компонентов он может подавлять развитие других штаммов бактерий.
Следует также помнить, что видов бактерий, которые могут входить в состав пробиотиков, достаточно много, и выбор того или иного зависит от цели:
- например, при запорах могут быть эффективными B.longum, S.cerevisiae в сочетании с лактобактериями: L.plantarum, L.rhamnosus, L.acidophilus, L.reuteri и B.animalis;
- при диарее – Lactobacillus bulgaricus, Lactobacillus acidophilus и Lactobacillus rhamnosus GG.
По данным центра доказательной медицины в Оксфорде, Lactobacillus rhamnosus GG в дозе 1010 КОЕ (это количество живых микроорганизмов, которые способны образовать колонии при посеве на питательную среду) дважды в день может предотвратить развитие антибиотик ассоциированной диареи. Подобный эффект имеет и S. boulardii в дозе 109 КОЕ в капсуле два раза в день. Итак, еще важно соблюдать частоты приема пробиотиков и продолжительности терапии.
Прием пробиотиков с профилактической или лечебной целью будет эффективным, если учтены все вышеперечисленные условия.
Конечно, возможны некоторые побочные эффекты в начале, например, метеоризм (повышенное газообразование в кишечнике), изжога и незначительные преходящие нарушения со стороны пищеварительной системы.
Литература:
- Пробіотики як сучасні превентивні препарати захворювань шлунково-кишкового тракту / Лях В.Р. Червецова В.Г., %ричковська // ЛПНУ. 2018. - №12. - С. 72-77. https://science.lpnu.ua/sites/default/files/journalpaper/2018/dec/1к164/181743himia112.pdf.
- Дослідження пробіотичної мікрофлори йогуртів / Гавриляк М., Каблаш У. // Товарознавчий вісник. – 2013. – Вип .6. – С. 158-163.